Город-крепость Ивангород расположился в 147 км от Петербурга, и по удачному (или неудачному) стечению обстоятельств находится на самой границе с Эстонией. С 2002 года он входит в погранзону. Что это значит? А это значит то, что перед въездом в город есть КПП, который пускает внутрь только по пропускам. Хотя мнения расходятся. Кто-то говорит, что надо получать пропуск аж в отделении ФСБ, кто-то утверждает, что всё это ерунда, и для жителей Петербурга и Лен. Области вход в город осуществляется без проблем. Такое положение дел нас не устраивает, поэтому мы едем сегодня в Ивангород, чтобы самим всё узнать. Только личный опыт, только хард кор!
Для начала, наверно, стоит рассказать, как добраться до таинственного закрыто-открытого города.
Как добраться до Ивангорода из СПб?
На общественном транспорте.
Балтийский вокзал почти ежедневно отправляет путешественников в Ивангород. Расписание можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Неудобно то, что электричка приезжает вечером. Стоимость проезда – около 350 рублей в одну сторону.
Можно добраться на автобусе. Автовокзал (Обводный канал, 36) предлагает примерно за 310 рублей добраться до города. Расписание можно посмотреть ЗДЕСЬ.
На автомобиле.
Трасса М-11, направление на Нарву (Таллиннское шоссе).
Пока мы едем до Ивангорода, предлагаю вам (да и нам) немного окунуться в историю.
Славный Ивангород расположен в Ленинградской области, на берегу реки Нарва. Был основан как крепость в 1492 московским князем Иваном III Васильевичем (это который муж Софьи Палеолог) и назван в его честь. В немецких документах конца XV века был известен как «контр-Нарва». Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и 10 башнями — первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом.
На город постоянно кто-то нападал. То немцам не сиделось на месте, то шведов или поляков влекло сюда. Было время, когда город находился под властью шведов, но то были давние времена, и в ходе Северной войны город опять отошёл нам.
Понятно, что основная достопримечательность города – это крепость. Располагается она Девичьей горе. С 3-х сторон крепость омывает река, с 4-ой стороны – глубокий овраг.
Стоя наверху крепости, можно видеть соседний эстонский город Нарву (хотя какой он эстонский… по-русски там не говорит только ленивый). Кажется, вот, руку протяни, и ты заграницей. Ан нет, пограничный пост строго наблюдает за тобой.
Окунёмся в мир того, чем живёт город?
Основные промышленные предприятия города — завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, льноджутовая фабрика. Нарвская ГЭС. В декабре 2010 года в городе открылся завод по производству электрических распределительных систем для корейских автомобилей. Существуют планы строительства аквапарка на нейтральной территории между Ивангородом и Нарвой, в совместном ведении России и Эстонии. Когда построят? Неизвестно!
Практически все сайты, на которых упоминается о достопримечательностях Ивангорода, выделяют следующее (не указываю здесь крепость, о ней пойдёт отдельный разговор ниже):
- Нарвские водопады.
Говорят, одни из крупнейших в Европе. НО! Есть большая вероятность, что их нельзя будет увидеть. Как так? Всё очень просто. Река Нарва развёрнута в сторону Нарвской ГЭС. Это значит, что водопадам…хм…по-русски – хана. Но иногда (очень редко) заслонки ГЭС поднимают, и тогда «окрестный люд наблюдает сногсшибательное зрелище» (это я прочитала на одном сайте). Да, суровая реальность. Однако не стоит расстраиваться! Ведь размеры площади этих водопадов тоже могут вас впечатлить! - Нарвская ГЭС.
- Свято-Троицкая церковь.
- Район Парусинка (Район Ивангорода, названный по корпусам льнопрядильной парусиновой суконной фабрики (XIX), которые были построены здесь бароном А. Л. Штиглицем).
- Успенская церковь.
- Церковь Николая Чудотворца.
- Музей военно-оборонительного зодчества Руси.
- Большой Боярший город.
- Церковь Петра и Павла.
- Передний город (крепостные сооружения, пристроенные к с-з части Большого Бояршего города; сюда примыкает земляное укрепление - Боярский вал, насыпанный в XVII веке и облицованный чуть позже камнем).
- Мемориальное воинское кладбище.
- Стелла в честь ветеранов.